Grant_Vud

Имя Гранта Девольсона Вуда тесно связано с американским течением 1930-х годов – риджионализмом. Американский художник изображал на картинах сельскую жизнь американского Среднего Запада. Почему же тогда именно искусство Гранта Вуда, а не любого другого американского художника-реалиста ассоциируется у современников с духом настоящей Америки?

Грант Вуд родился в семье фермера в небольшом штате Айова в США. Путь к искусству начался не сразу. Отец художника был членом религиозной христианской секты, поэтому негативно относился к творчеству своего сына. Только после смерти отца Грант Вуд смог полностью погрузиться в занятия живописью. Художник получил образование в Школе Искусств Чикагского Университета. В этот же период Грант Девольсон увлекся ювелирным делом и научился создавать разнообразные украшения из серебра. Работа ювелиром приносила художнику неплохой доход, который помогал семье Гранта Вуда жить обеспеченно. Однако творец не оставлял свою мечту построить карьеру живописца.

В начале своего творческого пути Грант Вуд писал картины в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. Художник много путешествовал по Европе, где совершенствовал свои навыки в живописи, узнавал новые направления и стили в искусстве. На формирование творческих взглядов Гранта Вуда повлияло искусство Яна Ван Эйка. Грант Девольсон позаимствовал четкость и ясность техники написания картин у художника-новатора эпохи Северного Возрождения. Творчество Яна Ван Эйка стало для начинающего деятеля искусства идеалом до конца жизни. С конца 1920-х годов Грант Девольсон Вуд активно начинает писать картины и постепенно переходит к течению риджионализма в своем творчестве.

Тяжелый период в истории США повлиял не только на самосознание народа, но и на искусство. Риджионализм как течение в живописи появился в период острейшего социального и экономического кризиса в США. Ужасающие обстоятельства Великой депрессии, безработица, волнения в обществе – главные факторы, которые поспособствовали формированию риджионализма как нового направления в искусстве. Художники руководствовались идеей народной исключительности, отвергали европейский модернизм и городскую абстракцию. Деятели искусства сосредоточили внимание на реализме и провинциальных сюжетах. Отсюда вытекают и основные принципы риджионализма.

Художники стремились на полотнах запечатлеть стабильность и покой, которые царили в маленьких городах и деревнях. Портреты фермеров, сцены быта, неподвижные пейзажи – главные объекты, изображенные на картинах риджионалистов. Для нового течения в искусстве были характерны чёткие геометрические контуры, жёстко фиксированная композиция, детальная живописная прорисовка. С помощью такой скрупулезной передачи предметов и явлений герои и объекты погружаются в плоское пространство. Именно поэтому картины художников-риджионалистов больше напоминают картины-раскраски с застывшей пластикой, чистыми тонами и локальными одноцветными участками. Творчество в таком стиле нередко сравнивают с иллюстрациями, которые создаются нейросетями и компьютерной графикой.

Особенную популярность живопись риджионалистов получила из-за своей самобытности. В тяжелый для страны период были люди, которые изображали на полотнах спокойную реальность жизни в деревнях и маленьких городах. Такое национальное искусство и нравилось зрителям. Воспевание идеалов подлинной Америки обеспечило риджионалистам популярность.

Грант Вуд, как представитель искусства риджионализма, написал немало картин в этом стиле. Одной из самых известных картин, написанных в таком направлении, является «Американская готика». Полотно было создано в 1930 году. На картине изображен портрет провинциальной пары, который сочетает в себе самобытность и старомодность. Тяжелый взгляд мужчины и вилы в его руке являются символом преграждения для чужих людей своей территории. Женщина, одетая по канонам самобытности, также навевает на зрителей смутные ассоциации с мрачными тайнами английского готического романа. Четкая детализация и тематика картины указывают на ее принадлежность к течению риджионализма.

Эта картина стала настоящим триумфом в творчестве Гранта Вуда. Ни один человек не остался равнодушным к этому полотну после его просмотра. Некоторые были убеждены, что картина отражает самобытный характер жителей провинциальных маленьких городков и деревень. Другие же считали, что художник подразумевал в полотне зловещий подтекст и сатиру на провинциалов.

Фото: Грант Вуд. Картина «Американская готика»

Первой крупной пейзажной работой Гранта Вуда принято считать полотно «Каменный город, Айова». Картина была написана в 1930 году. Она наглядно демонстрирует красоту и самобытность американской глубинки и любовь художника к месту, где он родился. Картина написана с помощью ярких цветов. Сочетание желтых и зеленых красок придает полотну спокойное и размеренное настроение. Изображение сельских домов, деревьев, полей и реки помогает зрителю почувствовать душевное тепло, которое испытывал Грант Вуд при написании этой картины.

Фото: Грант Вуд. Картина «Каменный город, Айова»

Картина «Дочери революции» также была одной из самых узнаваемых. На полотне изображен групповой портрет трех немолодых женщин на фоне героической картины «Вашингтон переправляется через Делавэр». Грант Вуд утверждал, что это была его единственная сатира в живописи. Картина «Дочери революции» является сатирой именно на широко распространенные в те годы антифашистские настроения в обществе. Детализация, которая заметна в лицах трех немолодых женщин, напоминает жестокий и беспощадный характер революционных настроений. Такие изменения в устройстве страны приносят в жизнь каждого человека страдания. На этом полотне страдания выражены с помощью детализированных лиц трех старушек и картины на фоне.

«Сентиментальная баллада» – еще одна картина Гранта Вуда, написанная в стиле риджионализма. Это полотно относится к 1940 году. Сначала эта картина писалась для рекламы фильма «Долгое путешествие домой». Позже критики и зрители с теплотой восприняли эту картину, и она получила широкую известность. На полотне изображены семь мужчин, каждый из которых занят собственным делом. Один мужчина играет на музыкальном инструменте, другой – сидит за столом и выпивает. На картине преобладают темные краски, которые навевают на зрителя мрачную атмосферу суровой действительности.

Фото: Грант Вуд. Картина «Сентиментальная баллада»

Картины «Весна в деревне» и «Весна в городе» передают самобытную атмосферу сельских местностей в Америке. Полотна противопоставлены друг другу. На них изображается труд простых людей в городе и деревне. На картине «Весна в деревне» показаны мать с сыном, которые ручным трудом высаживают ростки растений. На полотне «Весна в городе» мужчина на переднем плане с помощью граблей вспахивает землю. Женщина на заднем фоне картины поправляет ветки цветущему дереву. Другой мужчина косит траву. Картины похожи по выбору цветовой палитры. Спокойные, нежные, светлые оттенки воспринимаются зрителями как самобытная Америка.

Фото: Грант Вуд. Картина «Весна в деревне»

Грант Вуд писал картины в стиле риджионализма. Детализация в лицах героев, изображении пейзажей на картинах говорит о любви художника к американским деревням и сельским местностям. Гранта Вуда считают творцом, который смог изобразить на полотнах настоящий дух американской культуры начала 20 века. Многие его картины так и не были приняты зрителями и критиками. Спокойствие и равномерный темп, изображенные на полотнах, показывали ту Америку, которой так не хватало в тот тяжелый для страны период.

Автор: Виктория Потапова