31 января в «Академии цифровых технологий состоялась премьера детского спектакля «Щелкунчик».
В работу над постановкой включились многие, но в первую очередь – это объединение «Цифровой 4D-театр» под руководством педагога «АЦТ» Дарьи Савельевой. Начиная с октября 2019 года «4D-театр» взялся на сюжет классической сказки Гофмана и перенес его на сцену, используя современные технологии.
Всего в постановке приняли участи 35 детей – от 6 до 11 лет. Для них «Щелкунчик» в «Академии» – первый опыт на сцене.
За несколько часов до премьеры «Стена.Online» поговорила о предстоящем действе с Дарьей Савельевой и выяснила пару любопытных подробностей.
– Как вообще возникла идея поставить «Щелкунчик?»
– Я отталкивалась от возрастных особенностей детей. Спектакль, близкий по содержанию к сказке, им проще играть и воплощать в жизнь. Если бы взяли и начали разрабатывать какой-то свой сюжет, свой сценарий и попытались воплотить его в какой-то перформанс, то это было бы гораздо сложнее. Для них это всё – новое. Они все пришли сюда 1 сентября, и большая часть из них вообще ни разу не выступала на сцене. Но они очень быстро растут в профессиональном плане – у них такой благодатный возраст, они впитывают всё как губка. Разумеется, у нас была проделана очень большая работа перед тем, как мы взяли этот материал. У нас были тренинги, пластические упражнения, этюды. И только после определенной подготовки мы остановили свой взгляд на «Щелкунчике».
– А почему именно «Щелкунчик»?
– Если рассматривать постановку такого спектакля, то можно пойти двумя путями. Первый – в противовес. Например, ты даешь ребенку, который не всегда хорошо себя ведет, большую роль, чтобы он преобразился, перерос себя.
– Чтобы возобладало чувство ответственности?
– Да, именно. Но я решила, что мы пойдем по другому пути. Мы возьмем такой материал для премьеры, чтобы им было удобно, интересно и комфортно.
– А оригинальное произведение всем было знакомо до начала работы?
– Историю о «Щелкунчике» знали пятеро. Из 35. Мультик смотрели человек 20. Даже новый, который вышел не так давно. Я предложила им ознакомиться с историей. У меня были еще арианты, но мы остановились на том, что они прочитают и подумают, хотят ли этого.
– Прочитали.
– Прочитали и сказали: «Да, давайте», мы готовы. После этого началась плодотворная работа.
– А насколько вообще трудна взять, и с нуля сделать из нескольких учебных групп практически полноценную детскую труппу? Какой-то коллектив, который может преобразить существующий сценарий, вложить часть себя?
– Когда ты начинаешь работать с детьми, ты чувствуешь особую органику. Этим отличаются детские спектакли – именно те, в которых играют дети, и спектакли взрослые. Речь именно об актерах. Если мы берем взрослых людей, то с ними намного сложнее работать. Актерам нужно копаться в своих воспоминаниях, вытаскивать это из себя, переносить в свой образ. Детям проще. Для них это всё – игра. Я не использую на занятиях понятие «тренинг» на занятиях. Мы говорим «игра». «Мы сейчас с вами поиграем». Потом, конечно, говорю, что мы занимаемся тренингами – перевожу, чтобы они начинали вращаться в творческих реалиях.
Все же строилось на доверии. Они сами решили в это, скажем так, вписаться. И их никто не заставлял. И они друг другу помогают – есть какие-то определенные моменты, которые я прошу сделать, они это делают. Мы прекрасно понимали, что какие-то костюмы удастся сделать в «Академии», но все остальное делалось непосредственно ими самими и родителями из того, что есть. Всё приводилось в нужный порядок.
– Большая коллективная игра?
– Да, большая коллективная игра.
– Кто будет зрителями?
– Родители детей будут на спектакле. С одной стороны, целевая аудитория – родители, но вообще, честно, когда спектакль задумывался, я думала, что самое крутое – когда дети играют детям. Но, естественно, было бы обидно отделить родителей, не дать им увидеть, чего за полгода их ребенок добился.
– Что должно произойти сегодня, чтобы вы сказали: «У нас всё получилось»?
– Я всегда так говорю. И им говорю то же самое. Конечно, это игра, но это еще и очень большой труд, очень большая работа. Если они сегодня соберутся и отработают, то всё будет хорошо. Но для них это будет первый раз. Это дети, это маленький возраст, может произойти всё, что угодно. В моей практике бывали разные случаи. Но они очень хорошо включены в материал, поэтому я уверена, что у них всё получится.
Помимо непосредственно сюжета, режиссерской и актерской игры, в постановке активно задействовалось всё то, чем богата «Академия цифровых технологий» – цифровые технологии. Визуализацией «Щелкунчика» занялись сразу несколько направлений академии. Анимация – дело рук Федора Волкова, педагога «АЦТ». Маппингом занялся Денис Кыржинаков, художником декораций выступила Галина Шереметова. Премьере предшествовала работа над звуковым сопровождением – им занялись Роман Айсуваков и Дмитрий Нестеров. Ну, а в ходе премьеры освещением и звуком занимались Вячеслав Баландин и Григорий Суханов.