фотоистория11

Данные методические рекомендации могут быть полезными для педагогов дополнительного образования по направлению фотография, организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях. Методические рекомендации включают в себя практические советы по формированию концептуальной фотоистории.

Данные методические рекомендации основаны на опыте обучения фотографии по программе «Урбан фотография» ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга.

Заложенная в программе нагрузка рассчитана на занятия по 3 часа в неделю по направлению фотография. Безусловно большая часть времени уходит на практические задания, однако теоретическая база крайне важна.

В современной фотографии мало знать, что такое выдержка, диафрагма и ISO. Нужно уметь работать с концепцией кадра и создавать документальные проекты, которые способны объяснить творческий замысел. В этом методическом материале мы как раз рассмотрим инструменты создания такого рода проектов на практических примерах классиков фотографии.

Все фотографы понимают, что единичной фотографией сложно произвести впечатление на зрителя и передать заложенную в проект мысль. Тогда мы начинаем использовать серии. И первое, что приходит в голову — это фотоистория. Фотоистория автору позволяет более подробно раскрыть свой замысел. Однако в современной фотографии фотоистория в классическом виде уже перестает быть популярной, поэтому мы будем рассматривать именно концептуальный подход к нашему проекту, применение новых технологий и переосмысление классических инструментов.

Содержание

В данной методической разработке я рассмотрю инструменты создания концептуальной фотоистории. Фотоисторию можно создать на основе разных художественных принципов, которые будут объединять и иллюстрировать основную мысль, заложенную автором. Выделив ряд таких принципов, я буду разбирать их как инструменты.

Фотоистория пришла к нам из фотожурналистики, где задачей фотографа было проиллюстрировать своими фотографиями текст статьи, рассказывающей
о каких-то событиях или явлениях. Её же называют фотоочерком, фоторепортажем. Здесь каждая фотография выступает как бы иллюстрацией мысли, каждая новая фотография эту идею подтверждает снова. Итак, каждая фотография — иллюстрация. Фотографии как маленькие рассказы, из которых и складывается текст — большая фотоистория.

Основные инструменты на которых держится визуальный и смысловой образ концептуальной фотоистории.

  • Герой
  • Место
  • Формат
  • Типология
  • Особые художественные приемы
  • Технологические особенности съемки

Герой

Юджин Смит, «Сельский доктор»

Интересный герой — один из явных и действенных способов привлечь
к работе зрителей. Фотографы часто берут за основу своего проекта интересную личность главного героя.

Для съемки этой фотоистории Юджин Смит провел 23 дня в Креммлинге, штат Колорадо. День за днем он документировал жизнь неутомимого сельского врача Эренста Кериани. Смит следовал за врачом всюду — к пациентам,
в лабораторию, на рыбалку. В итоге родился фотоочерк, который надолго сохранил живую искру и позволяет зрителям полностью погрузиться в атмосферу жизни сельского доктора.

Место

Юджин Смит, «Питтсбург»

Объединение фотографий общим местом более сложный подход, так как требует больших знаний композиционных приемов — объекты могут разниться
в повествовании.

В 1955 году Юджину Смиту выписали трехнедельную командировку
в Питтсбург по пустяковому, казалось бы, поводу — отснять 100 снимков
для альбома к 200-летию города. Он нарушил все контракты, задержался в городе на год и привез 17 тысяч негативов.

К сожалению эта серия снимков так и не была оформлена в некую готовую работу, однако для меня фотоистория про Питтсбург Юджина Смита является одной из самых значимых работ, посвящённых одному месту.

Формат

Йозеф Куделка, «Панорамы»

Слово формат можно интерпретировать достаточно разными терминами, однако в данном случае я конечно же говорю о соотношении сторон фотографии. Этот инструмент часто упускают из вида ученики, которые только начинают снимать, а зря.

Безусловно мы привыкли видеть фотографии размером с 35 мм пленки 4х3 однако для выразительности серии и конкретного кадра мы можем кадрировать наш исходный файл или выбирать иные форматы для съемки, у пленочной фотографии есть большая вариация форматов, например: 4х3, 6х6, 6х7, 6х9, 6х12, 6х17 и другие. Если говорить о цифровой фотографии, то на данный момент есть много режимов позволяющих кропать изображение сразу в камерах или делать это на постобработке.

Формат кадра может как расширить визуальный образ работы, так и испортить его. Можно выделить крайности кадрирования, так квадрат будет выглядеть более статично, а панорамный снимок наоборот растягивать линию горизонта и иногда добавлять динамику.

Типология

Ричард Аведон, «На Американском западе»

Эта серия снималась больше 5 лет. За время съемок Аведон сфотографировал 752 человека. Всего было проэкспонировано 17 тысяч негативов. 4 года фотографии подготавливались для печати, 106 фотографий вошли в книгу «На американском западе». Девять месяцев ушло на создание отпечатков размером с человеческий рост, предназначавшихся для выставок и коллекции музея. Печать каждой фотографии требовала в среднем от 30 до 40 производимых операций. На сам печатный процесс было потрачено 68 тысяч квадратных метров фотобумаги. Но примечательна эта работа не количеством затраченного времени и материалов, а внутренней философией проекта.

Современная серия — это всё-таки типология. Это не фотоочерк, не фоторепортаж и не фотоистория. Типология пришла нам в виде наследия Августа Сандера (August Sander), Карла Блосфельда (Karl Blossfeldt), Бернда и Хиллы Бехеров (Bernd and Hilla Becher).

Типология — это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет никакого отдельного высказывания, а смысл проекта всплывает только тогда, когда Вы посмотрели все эти фотографии вместе. То есть каждая из фотографий, в отличие от случая с фотоисторией, не иллюстрация мысли автора. Она просто слово. И так у Вас слово за словом складывается предложение. Предложение, которые и несет смысл. Смысл не иллюстрируется каждой фотографией отдельно, как это было в фотоистории. Здесь вся серия целиком — и есть мысль. Это — синтагматический принцип. Принцип, по которому невозможно понять смысл, не услышав фразу целиком. Только когда все слова фразы собраны вместе в предложные и каждое на своем месте — тогда и появляется смысл. На таких фотографиях часто нет ситуаций и сюжетов, раскрывающих мысль всего проекта в целом. Часто может показаться, что это бессвязные наблюдения или заметки, ничего не значащие картинки.

Бернд и Хилла Бехеры, «Водонапорные башни»

Бехеры снимали газгольдеры, водонапорные башни и другие промышленные объекты в Германии, а затем и за ее пределами. Собирая фотографии в серии, они получили типологии, которые имеют не только прикладное значение для изучения этих объектов, но и показали миру, что искусством может быть не только красивая фотография, но и сама идея.

Особые художественные приемы

Трент Парк, «Камера есть Бог»

Примерно в одно и то же время дня, каждый день, и так в течение почти целого года вы могли встретить Трента Парка на одном из пешеходных перекрёстков Аделаиды. Что он там делал столько времени, спросите вы.

Он фотографировал пешеходов, которые ждут зелёного света светофора, суетятся и толкаются, зевают, ссорятся и кричат. Парк использовал режим серийной съёмки: затвор срабатывал постоянно и с высокой скоростью. Фотограф не контролировал этот процесс, позволяя плёночному фотоаппарату делать всю работу.

«Я не стремился контролировать то, что снимает моя камера, позволив жизни и случаю решать. Во всех городах сейчас есть камеры наблюдения, так вот они делают в точности то же самое – без разбора фиксируют обычную жизнь, которая происходит перед их объективом», — Трент Парк.

Финальные изображения были созданы методом кадрирования и увеличения получившихся снимков. «Я выделил определённые лица в толпе и увеличил их», – говорит Парк. Лица и образы получились очень разными по чёткости изображения: какие-то из них эфемерны и едва различимы, будто мы смотрим на призрака. Другие проявляются, когда чуть отступаешь назад, некоторые кажутся чуть более резкими, но всё равно не в фокусе, «исчезают в крупном плане зерна», – как говорит сам Парк. Зерно фотоплёнки в этих работах – ключевой момент для фотографа: «Это похоже на то, как будто ты эти лица рассматриваешь под микроскопом и видишь их на уровне частиц и вещества.

При этом лица выглядят знакомыми, хотя ты не можешь их знать. Так бывает, когда видишь какого-то человека во сне, а проснувшись, не можешь припомнить черт его лица, образ ускользает», — Парк.

В данном примере именно особый принцип фотосъемки является главным художественным приемом фотосерии. Хотя фактически способ создания фотоистории основывается на кадрировании снимка.

Технологические особенности фотосъемки

Андрей Чежин, «Невская купель»

Использование мультиэкспозиции один из многочисленных приемов, которые можно выделить для художественной визуализации фотопроекта.

Как описывает смысл этого фотопроекта сам автор «Основная идея проекта — «затопить» все известные места Петербурга и попытаться сделать так, чтобы вода соответствовала изображению. Такая съемка позволяла получать совершенно непредсказуемый материал, так как я принципиально не записывал хронологию каждого кадра, было интересно, что в результате может получиться», — Чежин.

Урванцев Артем Анатольевич