мифы4

Мифы. Они живут с человечеством уже ни одну тысячу лет. Безусловно, развитие технологий и социальных сетей понемногу убивают истинное значение этого понятия. То и дело можно встретить на просторах интернета контент, развенчивающий мифы: «Топ-5 мифов о здоровье зубов», «10 мифов о питании», «5 мифов о похудении»…

А ведь всё далеко не так примитивно. Мифы является неотъемлемой частью нашей культуры. Они благополучно перебрались в современный мир. И теперь стоит разобраться, что они из себя представляют, не грозит ли им в ближайшее время исчезновение под натиском науки и наступающей всеобъемлющей цифровизации общества.

Мифологическое мышление

Людям присуще мифологическое мышление. Почему же? Ведь мы привыкли находить ответы на любые, даже самые мистические, вопросы. Казалось, в XXI уже не должно оставаться не раскрытых тайн и не разгаданных загадок. Дело в том, что миф помогает сориентировать человека, касаемо того или иного события, а если оно еще и связано с сюжетом из мифологии, то проблем никаких не возникнет. Пусть эти ответы не подтверждены законами физики и биологии, но мы знаем, что образ, который мы увидели в кофейной гуще и одинаковые цифры на часах сулят нам успех, признание и богатство. А когда мы узнаем, что все это лишено здравого смысла, мы злимся и искренне удивляемся. Отсюда и популярность экстрасенсов, тарологов и всевозможных магов.

О чём говорить, когда по телевидению пользуется популярностью и идёт не первый сезон проект «Битва экстрасенсов». Многим смешно вспоминать, но каких-то 30 лет назад через телевизор люди «заряжали» воду и искренне верили в её чудодейственную силу. Сколько историй о том, как люди лишались не только миллионов, но и собственного имущества было опубликовано в прессе и показано на телевидение?! Какими бы абсурдными не казались все эти вещи, но на данный момент они являются частью нашей жизни.

Фото: Дарья Пронжилова

С другой стороны, это не так уж и плохо. Та же вера в гадания и суеверия не несут за собой чего-то ужасного, если они сопровождаются здравым смыслом, а не безрассудством. Вера важна и нужна человеку и совсем неважно будет это вера в Бога, во Вселенную или в ту же кофейную гущу. Вспомните, как мы обращаемся, например, к нашей технике? Мы разговариваем с ней, наделяя человеческими чертами. А вечером сесть на диване у телевизора и поговорить с ним — любимое дело многих. Это проделки мифологического мышления.

Мифология в массовой культуре

Мифология проникла и в массовую культуру. Сейчас для нее характерны мифы о происхождении, героях, судьбе и вечности. Возьмем, например, современный кинематограф. Если у нас фантастические фильмы не так популярны, на Западе то и дело каждый год выходят новые фильмы о героях, суперменах и прочих всемогущих. Заметьте, что мифы Древней Греции о Геракле и Одиссее, а именно интерес и их возвышение перекликается и с современностью. Людям по-прежнему интересно наблюдать за тем, как Капитан Америка и Человек-паук спасают мир. Помимо большого количества фильмов с вымышленными спасателями мира, мы имеем и фильмы-катастрофы, которые так или иначе относятся к мифам о разрушении и забвениями. То, что раньше передавалось из уст в уста — сейчас обрело визуальный вид.

Люди всегда интересовались почему что-то происходит, что с этим связано, как вообще появилась жизнь на Земле и что будет после смерти. Вспомнить хотя бы нашумевшее в 2012 году извести о конце света, предсказанное календарем майя. Тут мы имеем дело с эсхатологическими мифами — мифами о конце мира. Почему в XXI веке множество людей так искренне поверили в конец света? Опять же отголоски мифологического сознания. Слово «апокалипсис» стал тогда главным словом года, а сам конец света послужил созданию огромного ряда произведений в массовой культуре. Конечно, объяснение этому также дает малая осведомленность в тех или иных вещах.

По сути, мы до сих пор толком ничего не знаем о том, как появился мир, соответственно, не знаем может ли он в какой-то момент исчезнуть так, как появился. Благодаря мифологическому мышлению мы сразу получаем ответы, в отличие от рационального мышления. Отсутствие знаний в научной сфере ведет к созданию мифов, которые сразу же проясняют картину. Именно из-за этого в странах третьего мира до сих пор так популярно колдовство, а колдовские рынки с мумиями животных и прочими вещичками для ритуалов так популярны и востребованы.

Фото: Дарья Пронжилова

Как бы наука и технологии не пытались бороться с мифологическим мышлением, от веры в животных и богов, люди перешли к вере в теории заговора, мировое зло и вечную молодость. Старые мифы хоть и претерпели изменения живут сейчас в виде суеверий и колдовства. Поэтому сейчас популярны тарологи, нумерологи, астрологи. Людям хочется постоянно узнавать ответы на все их вопросы. А такие псевдонауки дают об этом знать.

Вот, например, нумеролог Дарья Томилова утверждает: «Нумерология — очень точная наука, однако, если смотреть на нее с мистической точки зрения, то можно посмотреть наши кармические задачи, что мы принесли в этот мир и что должны реализовать в жизни. Также мы можем посмотреть, как наш род влияет на наше настоящее и будущее, где мы можем реализоваться финансово и какой человек нам нужен».

В общем, люди всегда будут обеспокоены своим заработком, реализацией и, конечно, любовью. Ждать многие годы как-то не очень хочется, развиваться бывает лениво, да и зачем, если все это можно узнать благодаря цифрам и символам. Как бы саркастически это не звучало, везде можно найти свои плюсы, даже в увлеченности псевдонауками. Конечно, если ничего не делать, но свято верить в то, что в один момент станешь невероятно умным, богатым и успешным — это глупо. Но если карты подскажут, что для успеха необходимо двигаться вперёд и преодолевать трудности, это может сработать как некий «волшебный пинок». Вот вам еще одно подтверждение того, что мифы и мистика вполне органично вплетаются в современную жизнь.

Миф – часть идеологии и литературы

Мифы по-прежнему остаются сильным инструментом сплочения общества и универсальным языком искусства. Они формируют национальную идентичность. И, кстати, миф и идеология похожие вещи. Их общее определение – набор неких убеждений, которые рисуют целостную картину мира. Принимая эту самую картину мира, которую диктует мифология и понимая суть идеологии, человек формируют собственную точку зрения, определяя, что для него хорошо, а что плохо. Это исключает одиночество и еще раз подтверждает национальное сознание, ведь человек со своими понятиями в голове находит единомышленников, понимает, что есть еще определенная группа или хотя бы один человек, который разделяет его мнение.

Вот всем известный пример из классики. Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» изначально сошелся с Аркадием Кирсановым благодаря нигилизму. А русские футуристы, которые продвигали искусство в массы и прославляли себя, тоже были подвержены общей идеологии. Как на счёт такого течения, как символизм? Кажется, его суть знает практически каждый. Здесь ярко сплелись идеология и миф. Для символистов картина состояла из двух миров – реального и потустороннего, а каждая даже самая незначительная на первый взгляд деталь являлась символом чего-то масштабного.

У одного из старших представителей символизма Московской группы Валерия Брюсова есть большое количество стихотворений, которые так или иначе связаны с мифологией. Судите сами, перед вами небольшой отрывок из стихотворения «Нить Ариадны», написанного в 1902 году:

«Вперяю взор, бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?»

Здесь поэт обращается к древнегреческой мифологии. Миф об Ариадне рассказывает, как Тезей отправился в лабиринт убить Минотавра, чтобы избавить Афинян от страшной дани. Каждый год они отдавали чудовищу семь юношей и девушек. Ариадна вручила своему возлюбленному клубок, чтобы он смог легко найти дорогу обратно. Минотавр был повержен, а путеводная нить вывела Тезея из лабиринта.

Фото: Дарья Пронжилова

Со временем выражение «нить Ариадны» стало фразеологизмом, обозначающим неожиданную помощь в сложной ситуации. Но Брюсов придает ему совсем противоположное значение. Лирический герой становится тем самым Тезеем, однако поступает иначе. Он идет в лабиринт с нитью Ариадны, но поворачивает на полпути, не исполняя свою миссию. Он обречен на гибель. Брюсов очень часто обращался к мифологическим сюжетам, к античности, которая в современности приобретала другой смысл.

Футурист Маяковский в своем стихотворении «Послушайте!» тоже обратился к Богу и звездам. Футуризм и символизм — течения модернизма, главной задачей которого было проникнуть в глубины сознания и подсознания человека, передать особенности восприятия окружающего мира. Очень похоже на функции мифа. Это течения искусства, но каждое течение лежало в основе какой-либо идеологии, здесь же все три понятия очень тесно связаны.

Все эти авторы и их произведения являются неотъемлемой частью нашей культуры, золотым наследием. Они продолжают формировать мировоззрение каждого нового поколения.

Миф и наука: какова взаимосвязь?

Современные мифы существуют на не рациональных знаниях, а на вере и традициях, предписанных культурой. Благодаря мифологическому мышлению даже наука не может вытеснить мифы, потому что не объясняет такие аспекты как, например, смысл жизни. Так считали еще позитивисты в XIX веке, которые отрицали познавательную ценность философии.

Люди по-прежнему хотят познать истину, наделяя окружающие вещи человеческими чертами. Словом, мы прибегаем к метафизике. Да, наука объясняет законы жизни, и уже доказано, что любовь — это всего лишь химическая реакция организма. Но людям все же ближе определение этого чувства, как какого-то подарка свыше, чего-то возвышенного и чистого. Пропади то самое мифологическое мышление, мир тут же потеряет краски. У нас будет объяснение всему с научной точки зрения, но пропадут те самые искренние чувства.

Мифология и метафизика – ключи к разгадке сути процесса познания. В них человек — часть природы, единое целое с ней. А в науке человек – хозяин, тот, кто подчиняет и управляет, не считаясь ни с чем. Во что это вылилось в современном мире? Думаю, ответ и так понятен. Поэтому, как бы полезна и важна не была наука, мифологию она все же не вытеснит.

Почему людям нужны мифы

В эпоху бешеного развития цифровых технологий, в эпоху давящей со всех сторон рекламы и наступающих со всех сторон каменных джунглей, сложно прислушаться к самому себе. Потому что на это просто нет сил и времени. Сейчас природа хоть и подчинена человеку, но для большинства всё так же остается сакральной. Любовь по-прежнему высокое дарованное чувство, а не химическая реакция организма. Черные кошки и домовые то же остаются с нами.

Мифы в XXI веке – связь с предками, традиции, пришедшие из глубины времён. Может быть, часть из них когда-нибудь все же исчезнет, но полностью вытеснить мифологию из жизни просто невозможно, потому что она является для многих отдушиной в этом душном мире.

Дарья Пронжилова