Протеатр1

Мариинский театр даёт школьникам уникальную возможность посмотреть на процесс создания спектаклей в просветительской программе «Театральный урок в Мариинском». Какие тайны скрывает закулисье одного из ведущих музыкальных театров нашей страны, возможно узнать на одной из таких необычных экскурсий.

«Театр начинается с вешалки», – утверждал режиссёр-легенда Константин Станиславский. Это крылатое выражение оправдывает себя в стенах Мариинки на все сто процентов. У каждого человека, хоть раз побывавшего в этом храме искусства, есть фото на фоне знаменитого желтого оникса.  Далее, конечно же, важно ознакомиться с программкой, где с волнением и предвкушением знакомства с чем-то новым можно прочитать: «Лючия Ди Ламмермур». Это трагическая опера в трёх актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Экскурсоводы обязательно расскажут о сюжете, о том, чем бутафория отличается от реквизита, о технике пения артистов, о композиторе, всё это богатство щедро приправив фактами и профессиональными терминами.

За интересным разговором на шикарном стеклянном лифте посетителей спускают вниз.  Голос экскурсовода строго предупреждает: «Смотрите, но не трогайте!». Меры предосторожности необходимы, ведь попадая в царство реквизита и бутафории, сложно сдержать желание что-нибудь примерять или подержать в руках. Каждая полка подписана, на ней значится название постановки, в которой всё это богатство играет немаловажную роль. Даже у «Селёдки под шубой» есть свой звёздный выход!

Кстати, при Мариинском театре есть несколько художественно-производственных комбината, которые изготавливают бутафорию и реквизита. Двигаясь по длинным коридорам, начинаешь понимать масштабность сооружения.  По пути следования засматриваешься на манекены, головы драконов, какие-то щупальца и копья…

На складе мягких декораций поражают воображение огромные полотна: кулисы, падуги, задник, половик. Пять тонн весят кассеты, проще говоря – коробки, в которых лежат эти ткани. На два этажа выше находится арьерсцена. Именно туда и приезжает кассета на специальном кране.

В нотной библиотеке для каждого участника оркестра хранятся свои ноты. Сопровождающий группу специалист обязательно расскажет о том, как композитор пишет произведение, с чего начинается этот нелёгкий процесс. Когда музыка готова, дирижер создает единое решение для всего оркестра.  

И вот после путешествия по лабиринту коридоров группа оказывается на репетиции. Стоит рояль и стул для хореографа. Очень светло и сразу в голове рождается образ легкой и нежной балерины. Повсюду станки для тренировок. Зал весь в зеркалах, появляется ощущение множества измерений. Здесь особая атмосфера, она даёт осознать сколько сил и тренировок стоит за легкостью, которую зритель видит на сцене.

Гримёрки удивляют своей миниатюрностью. Здесь довольно тесно. Над гримерным столом размещены накладные бороды. Внизу в ящиках ждут своего выхода протертые пуанты. Слева и справа висят костюмы. Только по ним уже можно определить характер героя. А теперь представьте, в Мариинском театре около 6000 только мужских комплектов костюмов!

Наконец, дело доходит до зрительского зал. На сцене перед спектаклем стоят жесткие и мягкие декорации. Монтировщики работают быстро и организованно. В оркестровой яме уже идёт репетиция. Сам зал очень современный и лаконичный, его украшают кристаллы и красивые деревянные нахлесты. Несмотря на всю современность, здесь сохранились основные традиции: ярусная система расположения мест, форма полукруга и подковы. На этом спектакле будет вестись видеозапись, об этом говорят расставленные камеры. Звезда мировой оперной сцены Альбина Шагимуратова исполнит свою Лючия в последний раз, заканчивая яркую профессиональную карьеру.

Это стоит увидеть и услышать! Раздается последний звонок, гаснет свет, оживает оркестр и на сцене появляются актеры – так рождается волшебство оперы. Красивый мелодичный итальянский язык делает происходящее на сцене невероятно притягательным, а музыка рождает целую бурю самых разных эмоций от восхищения до слёз. Вот она – сила искусства. Человек напрямую связан с ним: мы его видим, слышим, ощущаем. Оно развивает умение чувствовать, размышлять, помогает найти смыслы и ответы на внутренние вопросы. Искусство всегда к месту и ко времени, надо только научиться улавливать эту невидимую, но очень сильную связь.

Софья Бочканова