empty cinema chairs, popcorn and cola

Почему в 2024 году так популярна экранизация русской классики

«Мастер и Маргарита», «Онегин», «Сто лет тому вперед», «Волшебник изумрудного города», «Преступление и наказание» — кинокартины, которые вышли или выйдут в прокат в этом году. Эти фильмы и сериал объединяет то, что все они сняты по произведениям литературы. Но почему в 2024 году экранизация художественных текстов стала трендом?

Историк и ведьма или же «Мастер и Маргарита»

По данным ТАСС, роман писателя Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — самая продаваемая книга в этом году. Можно предположить, что причиной этому стала экранизация режиссера Михаила Локшина. Темы творчества, веры, добра и зла, которые поднимаются в романе, должны были вновь раскрыться, но теперь на экране. Возможно, продюсеры и режиссер хотели сказать, что москвичи и сейчас (со времен гибели Иешуа Га-Ноцри) нисколько не изменились? И портит нас все так же лишь «квартирный вопрос»? В рецензии Лидии Масловой на «Кинопоиске» говорится о том, что в фильме сделан акцент на Воланде, даже первоначальное название было именем сатаны.

Тогда получается, что зрителю нужно обратить внимание на то, что без зла невозможно и добро. Об этом говорится в эпиграфе к роману, взятом из гетевского «Фауста»(«Так кто ж ты наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»). Об этом упоминает и сам Воланд. Его риторический вопрос о том, может ли существовать добро без зла, отражает мысль о симбиозе этих двух состояний. Критик Лидия Маслова отмечает, что задумка фильма — не просто изложить сюжет, а показать процесс создания романа. Для этого используется прием смешения биографии Булгакова с событиями, происходящими в произведении. В фильме лаконично соединяются образы мастера, которого сыграл актер Евгений Цыганов, и самого писателя. Так, тема творчества, написания романа закольцовывается.

Источник: Кинопоиск

Получается, что актуальность произведения заключается в его теме. Как ершалаимские главы вписаны в роман для того, чтобы подчеркнуть сходство древнего жестокого мира и времени тридцатых и сороковых годов, так и фильм Локшина коррелирует с жизнью современного человека. В будни москвичей все еще, возможно, спокойно может вторгнуться сатана.

Дендизм, XIX век, Онегин

«Что день грядущий мне готовит?»— думает пушкинский герой Владимир Ленский перед дуэлью. Он еще не знает, что умирать ему придется несколько раз, потому что роман в стихах будет экранизирован. Критик Виссарион Белинский говорил, что «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни. В романе в стихах действительно отражены особенности времени: культ дендизма, несчастливая судьба женщин, которые выходили замуж не по любви, московское и петербургское светское общество.

Но зачем возвращать современного человека в XIX век и снимать фильм по этому произведению? В интервью журналистке Мадонне Мур режиссер фильма Сарик Андреасян поделился тем, что его задачей было снять первую русскую экранизацию «Евгения Онегина». До 2024 года посмотреть можно было лишь оперу и британский фильм режиссера Марты Файнс. Значит, перед Андреасяном стояла конкретная цель: подарить нашей стране отечественную экранизацию классического произведения. Однако отзывы кинокритиков в большей степени отрицательные. Например, в рецензии «Коммерсантъ» говорится о том, что фильм напомнил некачественные краткие содержания. Критику не понравилось, что поэтический текст не совсем корректно переложен на прозаические диалоги. Я вполне согласна с этим, потому что в экранизации нет пушкинской легкости и остроумия.  Кроме того, кинокритик считает фильм затянутым, с чем тоже нельзя не согласиться, так как сюжетная линия заняла 141 минуту экранного времени.

Источник: Кинопоиск

Однако факт остается фактом: мир впервые увидел отечественную экранизацию пушкинского романа в стихах. Значит, выход этого фильма в прокат оправдан.

Русские «Мстители» с Алисой Селизневой

Еще один фильм, вышедший в этом году по мотивам художественного произведения, — это «Сто лет тому вперед» режиссера Александра Андрющенко. Создатели вдохновлялись произведениями Кира Булычева и его видением мира будущего.

Интересно, что 2024 год стал неким мостиком, соединяющим XIX век (экранизация «Евгения Онегина»), тридцатые-сороковые годы, эпоху Понтия Пилата («Мастер и Маргарита») и фантастику. Возможно, это обусловлено тем, что современных зрителей интересует абсолютно разноплановый контент. Так, например, по статистике ВЦИОМ, примерно равные доли россиян любят драмы, историческое кино и приключенческие фильмы. Значит, такие разные экранизации вполне могут заинтересовать зрителей. Это подтвердило и количество проданных билетов. Например, «Мастер и Маргарита» стал одним из самых кассовых фильмов 2024 года. Во вселенной по мотивам Кира Булычева представлен звездный состав актеров. Александр Петров и Юрий Борисов играют пиратов. Виктория Исакова — мать Алисы Селизневой. Марк Эйдельштейн, известный по фильму «Праведник», — Колю Герасимова. Тема будущего актуальна всегда: человек может лишь догадываться о том, как оно будет выглядеть.

В интервью «Снобу» актриса Дарья Верещагина, сыгравшая Алису Селизневу, говорила о том, что ей нравится воссозданная монтажерами реальность. У нее схожее представление будущего. Важно, что через сто лет мир изменится, но у людей все так же останутся семейные ценности, чувство любви, желание учиться и узнавать что-то новое. Именно из-за сходства нравственных идеалов, мировоззрения соединяются главные герои — Алиса и Коля. Они начинают испытывать друг к другу чувства. И не так значимо, что она живет в совершенно ином мире. В программе журналиста Константина Анисимова «ОК! На связи» актеры фильма делились своими ощущениями от проделанной работы. Все они были впечатлены результатом, значит, воспроизведение будущего действительно оказалось важным для современности.

Источник: Кинопоиск

О том, что будет через сто лет, может задуматься и зритель кино. Кир Булычев писал о будущем, поэтому привлечение сюжетов из его произведений оправдано. Зрители помнят советский фильм Павла Арсенова, о чем свидетельствуют комментарии к интервью актеров, в которых люди упоминают старую кинокартину. «Гостья из будущего» была для восьмидесятых годов новшеством, а двадцатые годы XXI века породили современную и повзрослевшую Алису Селизневу. И это оправдано. Монтаж развивался в течение последних десятилетий, что позволило воссоздать будущее по-новому.

Жди меня, и я выйду в прокат

«Мастера и Маргариту», «Онегина» и «Сто лет тому вперед» зритель уже может оценить. Темы классических произведений актуальны до сих пор. Этим же можно объяснить и ожидаемый выход «Волшебника изумрудного города» и сериала «Преступление и наказание» с актером Иваном Янковским. Кроме того, осенью зрителей ждет кинокартина «Декабрь» с Александром Петровым в роли Есенина. А в 2025 году — фильм «Пророк», где Пушкина играет Юрий Борисов.

Наступило время экранизации классики, обращения к художественной литературе. И сейчас можно найти что-то новое для себя в сюжетах, известных со школьных лет. Это поможет иначе взглянуть на творчество Пушкина, Есенина, Булгакова благодаря экранизациям их произведений.

Мария Баканова