qKZfA7DHWnY

Свет софитов, стройные балерины в пуантах, невероятные прыжки, грация и легкость — вот, что
видит зритель, когда приходит посмотреть в театр балет. Данный танец появился в роскошном
дворце Людовика xlv как развлечение для элиты, а сегодня является мечтой, хобби и
удовольствием для миллионов людей по всему миру. Но что на самом деле скрывается за этой
воздушностью и красотой? Сегодня я расскажу вам о ежедневных тренировках, закулисье и о том,
как танец может повлиять на сознание зрителя.

Ноги, стертые в кровь
Балет — это отличная возможность познакомить людей любого возраста с пластикой
собственного тела, научить их новым движениям и социальным навыкам. Я на протяжении 9 лет
была приближена к элитарному искусству с помощью танца на пуантах, и, конечно, даже если вы
занимаетесь не профессионально, а в местном доме творчества, то все равно в этом направлении
предпочтительнее худые девочки, способные к растяжке, прыжкам и хорошей координации. Все
эти годы мой статус был — школьница, поэтому я совмещала занятия, и в итоге на балет у меня
уходило по 10 часов в неделю. Каждый урок классического танца начинался с разминки, на
которой юные балерины тянули мышцы, сидели в позе «бабочки» и на шпагате, делали
небольшие прыжки, которые по французски называются «соте». Все это длилось не больше 15
минут, после этого приходил руководитель, пианист усаживался за свой инструмент, и ученицы
вставали к станку. На нем отрабатывается все: равновесие, прыжки, легкость, гибкость, скорость и
точность — в этом помогает упражнения «гранд батман», «деми плие», «фраппэ». Статика, то есть
задержание тела в конкретной позе на некоторое время, самое сложное и неприятное для меня.
Например, нас могли попросить поднять ногу на 180 градусов и стоять так 30 секунд, но кроме
этого нужно держать выворотно стопу, не гнуть колено на котором стоишь, держать корпус прямо,
а рука не должна опускаться или подниматься выше положенного. Теперь можно переходить в
середину зала и делать упражнения, которые еще больше способствуют развитию равновесия и
концентрации, потому что теперь нет станка под рукой, на который можно опереться. Конечно,
здесь мы делаем всем известные «фуэте», где нужно «держать точку», как и в любом повороте;
кроме этого середина зала больше нацелена на отработку прыжков таких как «шажман де пье» —
это также популярный прыжок с переменой ног в воздухе, к слову, его не так просто сделать, как
кажется порой со сцены. Казалось бы, все отработано, все упражнения переделаны и не раз, но
нет, теперь ученицы надевают пуанты, также разминают стопы, и встают в линии для того, чтобы
репетировать фрагменты из знаменитых балетных постановок. Так как я занималась не
профессионально, то мой коллектив не учил полноценный балет «Щелкунчик», но мы
демонстрировали множество фрагментов оттуда, например «Танец Сахарной феи», «Танец
снежинок», «Вальс цветов». Каждый номер должен быть отточен, линии должны быть ровными,
до сих пор помню слова моей руководительницы:«Вы должны стоять и делать все настолько
ровно и одновременно, чтобы создавалось впечатление, что на сцене только одна артистка».
Занятие подходило к концу, многие вымотаны от постоянного прогона номеров, но кому-то даже
после окончания занятия придется остаться, чтобы отрепетировать сольные партии( это зачастую
была я). Пальцы ног начинали гореть, но желание танцевать, выражать через твой сольный номер
то, что ты чувствуешь, было сильнее боли, поэтому еще полчаса отработки, и можно идти домой.
Два раза в год к нам приезжали спикеры из разных городов, например, самой частой нашей
гостьей была руководительница одного коллектива в Санкт-Петербурге. Она передавала нам свой
опыт, ставила новые танцы, учила двигаться по-другому, чувствовать иначе, занятие с ней
занимало минимум 6 часов в день, но номера были живые, глаза учениц «горели», потому что
они делали то, что им нравится, они владели своим телом.

Закулисье

Каждый выход на сцену, а особенно, если это конкурс, представляет собой отдельную Вселенную
волнения, предвкушения, мандража, восторга и все чувствуется сразу:«А я точно взяла все
костюмы? А шпильки? Какой кошмар, а вдруг я забыла пуанты!» — вот такие вопросы постоянно
крутятся в голове, когда ты уже приехал в то самое место, где будешь показывать свои таланты и
ежедневный труд. Подготовка начинается задолго до начала концерта, коллектив приезжает за
несколько часов и также репетирует подготовленные номера, только уже на сцене. Чтобы понять,
как правильно расставить людей по площадке, куда мы должны двигаться, чтобы не врезаться в
столб, рассчитать количество прыжков по диагонали, настроить траекторию поворотов, весь этот
механизм нужно наладить перед приходом зрителя. На это уходит где—то час, мы схематично
проходим танец и идем переодеваться. Наряд, в котором будет выступать балерин — это важная
часть любого номера, он также передает задумку номера, порой его бывает сложно надеть,
поэтому все помогают друг другу. Яркие костюмы, макияж, подчеркивающий образ артиста на
сцене, все готово, и вот юные балерины уже стоят в закулисье и наблюдают за теми, кто танцует
перед ними. Дыхание в этот момент перехватывает, ты быстро вспоминаешь трудные движения,
расстановки, все прогоняешь в голове, объявляется ваш номер и ты, задержав дыхание, стоишь,
улыбаешься во весь рот, начинает звучать музыка и нога ступает на сцену. Когда первое
выступление закончилось, никто и не догадывается, что происходит за кулисами. Так как
предстоит еще несколько номеров, а перерывы между ними короткие, то артистки бегом
переодеваются, поправляют прическу, все это происходит с невероятной скоростью:«Лишь бы не
опоздать» — такие мысли чаще всего звучат в голове; хорошо еще, если есть тот, кто свободен и
может помочь завязать трудную шнуровку на корсете сзади костюма. И вот готовые балерины
снова стоят рядом с танцевальной площадкой, волнения уже меньше, но оно всё равно
присутствует, ведь каждый номер должен быть идеальным, а если ты танцуешь сольную партию,
то надеяться приходится только на себя, каждая твоя ошибка будет замечена и занесена в
книжечку жюри или в голову зрителя. Каждое выступление, подготовка к нему — это адреналин и
стресс, это заряд, желание выразить чувства и эмоции через танец, показать чему ты научился за
все это время, и каждый артист волнуется за кулисами, потому что хочет, чтобы зритель остался в
восторге и, возможно, переосмыслил какие-то вещи в жизни.

Балет изменит ваше сознание

Всем известно, что данный вид танцы причислен к элитарному искусству, которое в давние
времена было доступно только почтенным господам, имеющим большое состояние, ведь оно на
духовном уровне заставляло задумываться зрителя о том, что он увидел:«Что этим хотел сказать
автор?» Теперь же балет можно не только смотреть, но и обучаться ему практически в любом
городе. Так чем же так «полезны» постановки? Самое главное — это духовное развитие, потому
что здесь никто напрямую не объясняет вам суть, проблему, которую артисты хотят показать через
танец, каждый зритель сам следит за движениями, эмоциями танцора, обстановкой вокруг и
пытается проанализировать, создать картинку в голове. Не каждый читающий с первого раза
понимает то, что написано в книге, здесь же нет и слов, только плавное движение рук, прыжки и
повороты, но все это несет смысловую нагрузку. Также можно испытать эстетическое
удовольствие, тем самым привести свое психологическое состояние в норму, конечно, это не
гарантирует полное устранение проблемы, но классическая музыка, например великого
композитора П.И.Чайковского, красивые костюмы, приглушенный свет, плавные движения, все
это благотворно влияет на организм, общее самочувствие. Так балет влияет на зрительскую
сторону, а если ты сам им занимаешься? Прежде всего, ты учишься по-новому чувствовать,
понимать этот мир, ведь каждый танец требует особенных эмоций, где-то страсти, где-то грусти, а
где-то восторга, смешанного с волнением, все это нужно передать, да так, чтобы «гость» все
понял. Данное занятие кажется не сильно сложным, однако мне было достаточно трудно это
сделать, когда выходило на сцену, то сосредотачиваешься на том, чтобы встать в ту линию,
сделать правильно движение, и в итоге лицо не выражает эмоций, а для артиста наоборот важно
демонстрировать чувства. Безусловно, любой танец — это знакомство с собственным телом. Когда
педагог показывает, как все-таки нужно правильно держать ногу на фуэте, как сделать
«замедленный прыжок», то танцор понимает, на что способны его руки и ноги. Разрабатывается
выносливость, многочасовые тренировки, постоянные нагрузки улучшают работу всего
организма(конечно, если совершаются в разумных пределах). С помощью балета происходит и
реализация личности, потому что это ежедневная работа над собой, преодолевание трудностей,
отработка сложных движений, упражнений, которые бывает просто больно делать, это все тоже
нужно терпеть и бороться за результат. Дисциплина также неотъемлемая часть этого танца,
опоздание на занятие — жесткое нарушение, а каждый взмах руки или стопы должен
выполняться в определений ритм в музыке, то есть это внимательность и координация.

Даже наблюдая «волшебную картину», многие уже знают о том, каким путем она достигается
благодаря интервью, рассказам знакомых и личному опыту. Балет — это про душу, искусство,
вечное и прекрасное.

Автор: Алиса Алексейцева